Особенности куклотерапии. Игра и изготовление кукол как метод арт-терапии

Изготовление куклы Процесс куклотерапии делится на два этапа — изготовление кукол и игра в них. Естественно, можно играть заранее созданными или купленными куклами, но на самом деле процесс создания игрушки не менее важен, чем взаимодействие с ней. Уже в процессе изготовления развивается внимание, усидчивость, а также мелкая моторика и фантазия. Именно на этапе создания куда легче начать воспринимать куклу как что-то личное, наделять ее качествами и чертами характера. В процессе создания своих кукол нужно задавать самому себе вопросы о том, с какой целью она создается, в какой ситуации вы хотите ее увидеть. Куклы можно создавать такие, какие вы захотите, используя разнообразные материалы. Например, можно создать простую куклу мотанку, не требующую особой подготовки или материалов. Таких кукол издавна создавали язычники, использующие их как оберег. Для того, чтобы приступить к работе, необходимо выбрать материал — солому, нитки или кусочки ткани. Примечательно, что их делали, не используя ножниц, обрывая матерел руками.

АРТ- терапия.

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Например, используется методика создания плоскостной куклы.

гендерной арт-терапии и куклотерапии в контексте современных условий . вылечиваются от страхов, психологических проблем, дают возможность.

Обогащение представления об окружающем мире. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. Активизация и развитие речи. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. Приветствие может быть личностно-ориентированным адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости и обращенным ко всей группе объединяющим детей в единой целое , что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки.

Теперь у психологов, использующих в своей практической работе создание и взаимодействие с народными куклами и желающих опираться в своей работе на научный подход, есть инструмент, позволяющий провести диагностику, терапевтический процесс и оценить результат. Благодаря работе с методикой, участники тренинга смогут пройти возрастные инициации с помощью арт-терапевтических техник, разработанных на основе многочисленных этнографических данных о культуре людей традиционного общества и принципов архетипической психологии.

В описании методики читатели найдут техники для диагностики проблемных зон клиента, для проработки внутриличностных конфликтов и страхов, коррекции негативных чувств и воспоминаний, психотерапии сексуальных проблем и другие.

Проводится описание методов арт-терапии по коррекции страхов у детей куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия.

Куклотерапия как метод психологической коррекции детей Куклотерапия — метод психокоррекционного воздействия. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. Практически каждый человек независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе. В последние годы арт-терапия все больше включается в корекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты. Младший школьный возраст во многом сохраняет особенности дошкольного возраста, поэтому здесь применимы те же самые конкретные методы, что и в работе со старшими дошкольниками, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями.

В среднем школьном возрасте развивается вся познавательная деятельность ребенка, в частности, мышление абстракция, обобщение , хотя во многом сохраняются особенности, характерные для младших школьников. В среднем школьном возрасте арт-терапевтические методики приобретают более сложные формы, увеличивается роль вербального их компонента, то есть обсуждения, например, творческой продукции или процесса, осуществляемого ребенком. К таким методам относится, например, куклотерапии. Куклотерапия занимает одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов.

Особенно полезна куклотерапия для подростков, страдающих эмоциональной неустойчивостью.

Реферат: Куклотерапия Драматическая психоэлевация

Рассмотрим каждого из нас - одушевлённое существо как куклу, изготовленную богами: Платон Куклы — это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Человек взрослеет, но кукла - образ, кукла - аллегория, кукла - произведение искусства, кукла - игрушка продолжает жить рядом с ним, имея как бы два лица: Возможно поэтому на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое, пусть даже не всегда осознанное отношение, рождённое исходящей от них неотразимой и порой пугающей, неизъяснимой, но действенной и притягательной метафорической силой.

Этнокуклотерапия - психологическая коррекция и терапия с помощью кукол эффект) с разными страхами, трудностями взаимоотношений с это можно рассматривать, как холистический подход в арт-терапии.

Причины возникновения детских страхов. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных современными реалиями социально-информационной среды. Формализованное общение с родителями, нивелирование детской субкультуры, ограничение игровых форм освоения действительности и избыток информации, неадекватной для восприятия детей старшего дошкольного возраста, - являются источниками формирования и закрепления у детей негативных эмоциональных состояний - страхов, тревожности, беспокойства и т.

В свою очередь актуализация страхов сопровождается нарушениями адекватного психического развития, что отрицательно воздействует на становление личности ребенка. Арт-терапия является эффективным средством гармонизации эмоциональной сферы детей, относится к психологическому воздействию искусством посредством занятия творчеством. Арт-терапия способствует избавлению ребенка от чрезмерного эмоционального напряжения, нейтрализует страхи, снижает тревожность, позволяет пережить положительные эмоции. Проблема разработки программ с применением психологических методов коррекции детских страхов остается актуальной.

Возникает необходимость разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для работы с детскими страхами, с включением в нее методов арт-терапии, способствующих амплификации и интенсификации развития, полноценному проживанию ребенком возрастного этапа, что будет способствовать снижению количества страхов за счет повышения эмоциональных ресурсов. Поэтому актуальность исследования заключается в использовании арт-терапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения с целью коррекции страхов старших дошкольников.

Проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречиями между востребованностью арт-терапии в психокоррекционной работе и недостатком практических исследований по использованию арт-терапии в качестве средства психокоррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.

ДЕТСКИЕ страхи И АРТ-ТЕРАПИЯ

Задание для самостоятельной работы Всего: Отзывы Никонова Елена Александровна г. Набережные Челны, педагог - психолог Все, что интересовало меня, как специалиста, я нашла в ходе обучения в предложенном учебном материале. Материал представлен доступно, интересно, полно.

“Арт-терапия представляет собой лечение посредством искусства, самовыражается, преодолевает внутренние конфликты, страхи.

Пальчиковые куклы Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Куклы-марионетки Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: Кукла может иметь одно лицо или сменные лица что позволяет ребенку моделировать различные эмоции , а может быть без лица что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы.

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. Теневые куклы Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами.

Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка.

Куклотерапия как метод психологической коррекции детей

Хотя куклы считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых. Даже тот, кто не собирает игрушки и не увлекается их изготовлением, время от времени разглядывает одежду на манекенах, в ходе промо-акций берет рекламки из рук гигантских медведей, захаживает в секс-шопы или смотрит программу"Куклы". На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия.

Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А"сугубо детский" кукольный театр, или"театр Петрушки", до начала века вообще показывал исключительно спектакли"для взрослых".

Особое направление куклотерапии — кукла для детей. кукла"зайчик на пальчик", чтобы избавится от страха выходить к доске, или.

Ноябрь Что такое куклотерапия? Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Он тоже может взять в руки куклу и говорить от ее имени. Это используют психологи, проводящие тренинги. Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии Санкт-Петербург создана своя методика работы: Быть может, куклотерапия — это одно из семейств терапии творческим самовыражением?

Куклотерапия как эффективный метод реабилитации детей с нарушениями развития.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии коррекции страха медицинских процедур (автор С. В. Гриднева, г.

Этапы драматической психоэлевации Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности, непонятную фигуру с глазами часто выбирают расторможенные психопаты.

Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог.

Куклотерапия лечит страхи, энурез и заикание

Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых. Даже тот, кто не собирает игрушки и не увлекается их изготовлением, время от времени разглядывает одежду на манекенах, в ходе промо-акций берет рекламки из рук гигантских медведей, захаживает в секс-шопы или смотрит программу"Куклы".

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия.

Узнать больше о Применение арт-терапии для разных возрастных групп на поднять уровень самооценки, преодолеть детские страхи и другие трудности. терапия; Цветовая терапия; Танцевальная терапия; Кукло- терапия.

Куклотерапия Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы. Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

А"сугубо детский" кукольный театр, или"театр Петрушки", до начала века вообще показывал исключительно спектакли"для взрослых". Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые. Теория и практика куклотерапии. Автора термина"куклотерапия" уже не сыскать, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса еще в году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: Куклотерапия в психодраме, игротерапии и сказкотерапии Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на"отыгрывании" болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных"ролей". В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры, а в сказкотерапии пациента"вписывают" в философскую сказку со счастливым концом.

Современные"куклотерапевты" едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр.

Куклотерапия

Профессиональная Арт-терапевтическая лига Куклотерапия Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки. Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать.

Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация когда герою угрожает что-либо и развязка герой побеждает.

Рассматриваются следующие методы работы с детскими страхами: арт- терапия (рисование, игровая терапия, сказкотерапия, куклотерапия и др);.

Обрядовые По своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой по Мухиной В. Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа. Лучшей на сегодняшний день классификацией специалисты называют систему, разработанную философом и культурологом Ю.

К первой группе Ю. Лотман отнес кукол для игры: Ко второй группе относятся куклы для упражнения и украшения: Петрушечные перчаточные куклы Устройство петрушечного театра очень простое.

Арттерапия - техника работы с каракулями