ХАЙДЕГГЕР МАРТИН

Как мы видели, у него мрачность, свойственная экзистенциальности, заметно нарастает, поскольку он представляет человека как сущность, которая имеет бытие не в себе или позади себя в качестве своего истока , но перед собой как нечто, что он должен настигнуть и схватить. В данном случае речь идёт о бытии, понимаемом как полнота возможностей, перед которым мы виновны или, согласно другому значению слова , являемся должниками. Почему это так, почему человек обречён судьбой любой ценой схватить эту всеохватывающую полноту, никак не объясняется. Мы сами объясним это, ещё раз повторив сказанное раньше, а именно, что подобный подход отражает ситуацию такого существа, которое всего лишь претерпевает проявление или пробуждение трансцендентности почти как принуждение, никоим образом не будучи свободным. Так обстоят дела у Хайдеггера. Невозможно представить себе более мрачной перспективы: В этом смысле концепцию жизни, присущую экзистенциализму Хайдеггера, можно охарактеризовать при помощи понятия, использованного Бернаносом: Между тем именно эта задача стоит перед интересующим нас типом человека:

Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней

Вместе с тем в его теологически ориентированной философии немало экзистенциально-персоналистских мотивов. Переживший две мировые войны, философ был уверен, что центральной категорией онтологии должно стать понятие"", то есть"мужество по отношению к бытию". Протестантский теолог задался вопросом:

Возможность, страх и отчаяние. Кьеркегор: наука .. Мужество перед лицом страха . 6. .. традиции: Дьюи, Витгенштейн и Хайдеггер.

Из-за множества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываются под угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расширение и качественное изменение наших познаний о мире свидетельствует против них. Перед лицом множества этических систем мы не можем придавать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения. Отсюда и изменение наших качественных критериев. Первым это понял Ницше: Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибо то, о чем он кричит правда.

Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм. В какой мере философия Хайдеггера являет собой мораль или гуманистическую концепцию? Главным вопросом его экзистенциальной онтологии является вопрос о смысле бытия. Итак, исходной задачей оказывается описание Человека, того особого существа, которое задается проблемой бытия, и прежде всего основной вопрос множества философий: Рассмотрим, как Хайдеггер определяет человека.

Человек - это существо, которое преступает все формы бытия и опережает самого себя - в движении к Смерти.

Отправляясь от основной идеи экзистенциализма - существование предшествует сущности, - Сартр пытается избежать одновременно и материализма, и идеализма. Идеализма потому, что он предстает перед ним только в гегелианской форме: В действительности концепция Сартра является эклектичной: Но если сознание есть цель, то как оно могло родиться, поскольку в себе, по исходному определению, ничего не происходит. Это противоречие Сартр никогда не мог преодолеть, хотя не оставлял попытки это сделать. Причина этого в том, что его отправная точка глубоко индивидуалистическая.

Страх сегодня приобрел новые облики - страх перед опасностью ядерного Как видим, Брейзах называет страхом то, что Кьеркегор и Хайдеггер .. а глубоко прочувствованное личное мужество перед лицом Смерти - вот что.

Первое, что нужно иметь в виду, применяя философию в пси- хотерапевтической практике, это то, что когда философы размыш- ляют о человеческой жизни, они делают это не как антропологи или психологи. Они не поглощены главным образом конкретными пе- реживаниями, но, скорее, позволяют себе строить теории, касаю- щиеся человеческой жизни в абстрактном смысле. Они озабочены описанием онтологических аспектов жизни и лишь во вторую оче- редь приходят к реальному опыту индивидуума.

Они пытаются за- острить внимание на том, что же это такое, что изначально делает человеческую жизнь возможной и трудной. Онтологические опи- сания являются, таким образом, описаниями, говорящими нам о том, что же является человеческой экзистенции. Они изображают схематически те условия, без которых не было бы реальной человеческой жизни. Это чрезвычайно полезно, спраши- вать себя о том, в чем же состоят главные обоснования человече- ской жизни.

Его рассмотрение человеческих существ как , или бытия-в-мире, переопределяет вопросы собственного Я и психо- логии как вопросы жизни и философии. Его проницательные мысли о том, что делает человеческое бытие возможным, обеспе- чивают нас полезной картой экзистенции, которую, безусловно, можно обсуждать и исправлять, но которая, тем не менее, ставит важные вопросы, касающиеся людей в целом, давая впоследствии возможность для более тщательного исследования отдельной ин- дивидуальной жизни.

Конечно, в философии может быть найдено множество таких предположительных карт и онтологических тео- рий.

БЫТИЕ-К-СМЕРТИ, ЭКЗИСТЕНЦИЯ НЕПОДЛИННАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ ПОДЛИННАЯ

Спиноза и Гёте превыше всего ценят покой. Тот, кто ничего не хочет и не ждет, не познает горечи разочарования. Но ничего и не совершит. Ни один мореплаватель не снимется с якоря, если не надеется доплыть до далекого порта. Иллюзия, которую дарит нам надежда, сладостна и необходима для того, чтобы выжить среди трудностей, несчастий и непереносимых тягот.

Человек лицом к лицу соприкасается с бездной Не-бытия. Снова Человеку же необходимо преобразовать мужество сомнения, страха и т.д. в Хайдеггер) различали просто страх (Angst) и глубокий страх (Furcht) (это различение, для нового времени - страх перед пустотой и бессмысленностью жизни.

Изменения жизни и мыслей, происходившие с конца века со все большим ускорением, неизбежно должны были поставить под вопрос основные принципы, которые определяют существование человека, и с позиций которых мы рассматриваем его поступки. Под сомнение было также поставлено и то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивили- зацией, культурой, то есть те ценности, которыми мы руководствуем- ся, и на основе которых мы оцениваем наше поведение.

Из-за мно- жества противоречивых причин эти традиционные ценности оказываются под угрозой, они шатаются, а вскоре обрушиваются, так как расшире- ние и качественное изменение наших познаний о мире свидетельствует против них. История обнаружила существование цивилизаций и об- ществ, основанных на иных моральных концепциях и иных системах ценностей. Перед лицом множества этических систем мы не можем при- давать нашим устоявшимся критериям абсолютного значения.

Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем мы предполагали. Социология обнаруживает роль иррациональных моти- вов поведения и типов сознания, более связанных с силами природы, чем наш. Психология и философия Ницше, Достоевский выявляют зна- чение"злых" сил - жажды власти, агрессивности. Отныне область бессознательного оказывается гораздо шире сознания, и последнее больше не может претендовать на единственно правильную оценку ре- альности.

Отсюда и изменение наших качественных критериев.

Пауль Тиллих: онтологические и экзистенциальные мотивы философии протестантизма

Есть очень немного понятий, которые так же продуктивны для анализа человеческой ситуации. Чтобы понять его этически, необходимо рассматривать его онтологически. По ходу диалога выдвигаются пробные определения — и одно за другим оказываются опровергнуты.

творчеством Хайдеггера. В рамках феноменологического подхода анализируются . ре страх «бытия-к-смерти», набраться мужества вглядеться в лицо Напротив, страх перед смертью, малодушное бегство, отрицание ее.

Тиллих стал лютеранским пастором, а во время 2-й Мировой войны служил капелланом в действующей армии. За выступления против нацизма был отстранен от должности профессора, эмигрировал в США. Умер и похоронен в Чикаго. Мужество как совершаемый человеком акт, подлежащий оценке, есть этическое понятие; но как универсальное и сущностное самоутверждение человеческого бытия оно есть онтологическое понятие.

Онтология Тиллиха антропологична по своей сути, поскольку он полагает, как и многие представители философии экзистенциализма, что бытие человека есть единственный ключ к бытию как таковому. Бытие этого сущего всегда мое. В бытии этого сущего последнее само относится к своему бытию. Общение с Хайдеггером оказало значительное влияние на творчество Тиллиха.

Только человек может задаваться онтологическим вопросом, поскольку лишь он один способен заглянуть за пределы как своего собственного, так и всякого другого бытия. Бытие — это тайна, если взглянуть на него с точки зрения возможного небытия.

Хосе Антонио Марина. Анатомия страха. Трактат о храбрости

Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено уйти в почву и, в конце концов, охладеть вместе с земной корою и потом миллионы лет без смысла и без цели носиться с землей вокруг солнца? Для того чтобы охладеть и потом носиться, совсем не нужно извлекать из небытия человека с его высоким, почти божеским умом, и потом, словно в насмешку, превратить его в глину".

Преодоление тревоги требует от человека максимального мужества, предельной самоотдачи и самореализации. Испытывающий страх не выходит за его рамки, остаётся боящимся умереть, потерять, провиниться. Только мужество жить и реализовать свои потенциалы является решаюшим в личностном росте. Лишь преодолев свой страх, человек может увидеть перспективы своего развития и взять курс на достижение своих вершин.

Страх в эпоху Возрождения и Нового времени в философии и теологии. философии (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр и др.) человек в настоящем времени перед лицом бытия и вечности, а реалии .. во-первых, как антипод и условие мужества, мужественного аскетизма (при.

Все новое учит нас, что в человеке скрыто много больше, чем мы предполагали. Отсюда и изменение наших качественных критериев. Первым это понял Ницше: Мы считаем, что мораль в традиционном смысле слова, мораль намерений - предрассудок, обобщение поспешное и неосновательное, того же типа, что астрология и алхимия, - во всяком случае нечто, что следует преодолеть и отбросить Надо было вслушаться в этот тревожный, трагический голос, ибо то, о чем он кричит - правда.

Но надежды человечества - вне этой правды. Своеобразным гуманизмом новой волны представляется философия экзистенциализма от позднелатинского - уществование. Он оказал решающее влияние и на французский экзистенциализм. Но проблема бытия ставится в зависимости от человека, который задается этой проблемой: Рассмотрим, как Хайдеггер определяет человека.

Как описывает Хайдеггер эту сущность человека - -? Она - в покинутости, в одиночестве человека, брошенного в этот мир, в тоску, в отчаяние - поскольку человек никогда не предстает перед самим собой ка существо стабильное, завершенное, владеющее собой и вещами, а как постоянное скольжение, бегство в пустоту, в небытие.

Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера

Продолжение темы Связь мужества и свободы неслучайна. Мужество есть свобода в действии. Где свобода, там и смелость. Но, рассуждая как о первой, так и о второй, всегда следует уточнять, говорим ли мы о формальной свободе, формальной смелости или же рассматриваем их в свете внутреннего содержания. Естественное и этическое выражение этих ценностей — не одно и то же.

Делается вывод об амбивалентности страха, который, с одной стороны, причиняет перед лицом Ничто. В этом состоянии, как отмечает Хайдеггер, человеку состояние, которое П. Тиллих называет «мужеством отчаяния».

Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, это само по себе удерживает его на уровне фактов. Процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие анонимной экзистенции с ее аксиомой: Анонимная экзистенция пытается заполнить образовавшийся вакуум, прибегая ко все новому опыту, — в итоге она тонет в любопытстве.

Помимо пустословия и курьезности неподлинную экзистенцию характеризует двусмысленность. Ситуативная индивидуальность, упокоившаяся в Стр. Тем слышнее становится голос совести, взывающей к подлинному существованию, онтологическому не оптическому , экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия. Совесть отвлекает нас от самолюбования, призывая вглядеться в тайные закоулки души, в то, что нельзя утаить от себя.

Экзистенция, как мы уже знаем, есть бытие-в-возможности, на чем основано самопроектирование и трансцендирование человека. Однако любой проект затягивает нас в болото мирского и вещного. По сути дела это значит, что проекты и выбор эквивалентны.

Развитие концепции гуманизма в современной и западной революции

Под экзистенциальными аспектами агона мы будем понимать комплекс пережив-ний, чувствований, мыслей, оценивающих определенный момент бытия как агон. Здесь можно говорить о некоторых агональных экзистенциалиях, способах человеческого существования. Экзистенциальные переживания обнаруживаются в каждом структурном звене, в каждом признаке агона, который возник как некое пространство борьбы, противостояния, столкновения сил.

В центре этого противоборства и находится человек. В качестве основной экзистенциалии агонистов, можно назвать различность человеческих существ. Зиммель считал, что в человеке присутствует абстрактное стремление к оппозиции, причем это стремление изначальное, фундаментальное.

УДК МУЖЕСТВО БЫТЬ СМЕРТНЫМ мысли М. Хайдеггера, не мир нужно рационали- зировать испытывает страх перед будущим и отчаяние в . тельно, перед лицом смерти человек остается один.

Библиотека"Полка букиниста" Значимые книги отечественных и зарубежных авторов Д. Западная философия от истоков до наших дней: Нависшая как угроза возможность не быть проясняет все отношения с другими . Возможность абсолютно безусловная, смерть во времени становится экстремумом бытия, его чистой невозможностью. Непреодолимость в том, что смерть - последняя возможность экзистенции, аннигилирующая ее. Как безусловная она принадлежит исключительно индивиду.

Здесь-бытие характеризуется способом персонификации смерти. В той мере, в какой смерть есть, она всегда радикальным образом моя смерть. Предвосхищение смерти ложным решением которого является самоубийство придает смысл всему сущему через опытное запределивание на его возможное небытие. Такой опыт вряд ли рефлексивен по природе, скорее, он дает о себе знать специфическим чувством страха. Тоска сигнализирует об аффективной ситуации радикально нарастающей угрозы, сдавливающей экзистенцию.

Угроза, рождающаяся изнутри изолированного бытия, , и есть страх.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Тиллих предлагает различать три типа тревоги в соответствии с тремя областями, в которых небытие угрожает бытию. Небытие угрожает онтическому т. Оно угрожает духовному самоутверждению человека относительно — в виде пустоты и абсолютно — в виде отсутствия смысла. Он угрожает нравственному самоутверждению человека относительно — в виде вины и абсолютно — в виде осуждения. Так возникают три формы тревоги: В тот или иной период западной цивилизации, по Тиллиху, доминирует одна из форм тревоги.

Алчущий, томимый жаждой и преисполненный страхом, он обречен вечно существо перед лицом нивелирующих тенденций западного общества. . В немецком экзистенциализме изначальное бытие Dasein (М.Хайдеггер). .. Подлинная жизнь становится актом мужества, сопротивления смерти, что.

Мужество как совершаемый человеком акт, подлежащий оценке, есть этическое понятие; но как универсальное и сущностное самоутверждение человеческого бытия оно есть онтологическое понятие. Бытие этого сущего всегда мое. В бытии этого сущего последнее само относится к своему бытию. Тревога не зависит от какого бы то ни было особого объекта, который мог бы ее вызвать; она зависит только от той угрозы небытия, которая тождественна конечности.

Тревога присутствует всегда, хотя зачастую и латентно. Стало очевидным, что боязнь страх как нечто соотносимое с определенным объектом и тревога как осознание конечности являются двумя радикально различающимися понятиями. Тревога онтологична, боязнь психологична. Именно они обнаружили, что настоящий объект страха — это сам страх. Сенека писал, что нет ничего страшного, кроме самого страха Тревога, говорит Тиллих, есть экзистенциальное осознание небытия.

Тревогу порождает не мысль о том, что все имеет преходящий характер и даже не переживание смерти близких, а воздействие всего этого на постоянное, но скрытое осознание неизбежности нашей смерти. Страх смерти вносит элемент онтологической тревоги в любой другой вид страха боязни.

О СТРАХЕ НАКАЗАНИЯ В ИСЛАМЕ