Философский словарь - хайдеггер

Отправляясь от основной идеи экзистенциализма - существование предшествует сущности, - Сартр пытается избежать одновременно и материализма, и идеализма. Идеализма потому, что он предстает перед ним только в гегелианской форме: В действительности концепция Сартра является эклектичной: Но если сознание есть цель, то как оно могло родиться, поскольку в себе, по исходному определению, ничего не происходит. Это противоречие Сартр никогда не мог преодолеть, хотя не оставлял попытки это сделать. Причина этого в том, что его отправная точка глубоко индивидуалистическая. Сартр остается пленником экзистенциалистской, субъективистской настроенности.

Сколько стоит написать твою работу?

Годы жизни — — Писал он трудно, сам себе противоречил, философы его не понимают, но и восхищаются им. Он ставил больше вопросов, чем давал ответы. Родился в католической семье, но к христианской философии охладел. Написал томов философских сочинений.

самый лучший человек это Мартин Хайдеггер. самый добрый человек это Страх перед непривычным и попытка найти что-нибудь известное.

Тот, всех чувств толпу обуздавший, ко всему, что вокруг, мыслью ровен, лишь Меня, не иного, находит, благом всех существ услаждаясь. Бхакти называется Гитой более легким путем, поскольку поэма была предназначена прежде всего для домохозяев, не имевших возможности посвятить духовной тренировке все свое время []. Таким образом, и тот, кто устремляется к непроявленному, достигает Бхагавана-Кришну.

В 14 главе Кришна еще раз останавливается на своем взаимоотношении с Брахманом: Кто Меня, Партха, йогой бхакти неуклонно всегда почитает — тот способен с Брахманом слиться, ибо гуны он все превосходит. Ибо Брахман этот бессмертный и нетленный — на Мне основан… Надо еще раз подчеркнуть, что когда Гита говорит о такой основанности Брахмана-Абсолюта на личном боге, речь не идет о какой-либо иерархии, ибо в конечном счете безличное и личное сочетаются в высшей реальности таким образом, который на языке привычной логики оказывается невыразимым.

Одним из ключевых понятий религиозно-философской системы Шанкары является Неведение авидья — не просто ложное, неверное знание, а единственно доступный нам способ восприятия. Благодаря майе-иллюзии происходит наложение определенных качеств объекта на внутренний атман, противоположный объекту. Хотя адвайта-веданта и признает шесть источников достоверного познания, сфера их применения имеет существенное ограничение: Даже свидетельство священных текстов, выступающее одним из источников достоверного познания, по сути своей, считает Шанкара, подобно Неведению: Шанкара подчеркивает, что представления о собственной личности накладываются на внутренний атман, который лишь как свидетель следит за действиями человека; учение же веданты начинается с указания на ложность такого смешения и с утверждения атмана как единственной истинной сущности и Знания.

Но если в обыденной практике человек имеет дело с таким способом существования мира как авидья, Неведение, то как возникает желание познать Брахман, который не встречается в естественном опыте, а, значит, не может выглядеть как объект, возбуждающий желание познать его?

Именно появление в г. В переводе с греческого феномен, говорит Хайдеггер, означает"то, что себя обнаруживает","самообнаруживающееся","открытое","себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Явление, говорит Хайдеггер, как"явление чего-то" означает не обнаружение самого себя, а извещение о чем-то таком, что само себя не обнаруживает и непосредственно обнаружить не может.

Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя. Феномен сам по себе есть цель познания, его познания - непосредственное; в отличие от опосредованного, дискурсивного познания оно есть скорее интуитивное. Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному.

го бытия - одиночество, смерть и страх стали предметом научного иссле- .. зывает, «порождает страх», как это выявил Кьеркегор2. Хайдеггер про-.

Вперед Таким образом, при анализе временности экзистенциалов всегда присутствуют все три временных экстаза будущее, прошлое, настоящее , хотя приоритет в каждом из экзистенциалов различен: На это указывает например О. В этой же статье Никифоров О. Но чем же тогда различны эти периоды творчества Хайдеггера? Многими исследователями эта лекция считается одной из важных составных частей философии Хайдеггера [].

Согласно Хайдеггеру, метафизический вопрос отличается от любого другого тем, что, во-первых, он захватывает, то есть ставит под вопрос самого спрашивающего, и во-вторых, он выходит за пределы сущего в целом, что как раз является основным движением метафизики, понимаемой как , то есть возвышение над сущим как таковым. Итак, вопрос что такое метафизика, вынесенный в заглавие лекции, превращается у Хайдеггера в вопрос: Следует отметить, что говоря о Ничто, Хайдеггер вводит новый термин — — субстантивированное Ничто, которое Хайдеггер пишет с большой буквы, в отличие от наречия , которое употребляется в смысле ни-что, ни одно что, ни одна вещь.

Этим наблюдением мы обязаны Хр. Важным для нашего исследования является следующий вывод Хайдеггера, о том, что Ничто не может быть предметом мысли, но все-таки, человеку доступно Ничто, ему известно о Ничто, ведь часто люди, хотя и бездумно, говорят о нем. Хайдеггер говорит о Ничто как о чем-то знакомом человеку. Хайдеггер рассуждает здесь образом, совершенно отличным от философской традиции осмысления Ничто.

.. Долгов. Феноменологическая онтология Мартина Хайдеггера и искусство

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга.

Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь.

Страх как состояние есть способ бытия-в-мире; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытие-в-мире; то, что боятся потерять, есть возможность.

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа.

Совокупность концептов составляет национальную концептосферу. Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов. Эта проблема носит интердисциплинарный характер, так как она включает в себя аспекты философии культуры, культурной антропологии, лингвистики и этнопсихологии.

Сейчас наибольшее количество исследований, посвященных концептам, приходится на лингвистику, однако свое начало концепт берет в философской традиции. Философия является материнской научной парадигмой, из которой лингвистические науки заимствуют этот термин.

Вы точно человек?

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа".

Мышление – это поиск, и Хайдеггер здесь оказался рискующим новатором: « то, чем философ занимался индивидуально, на свой страх и риск, сам.

Ученик Риккерта, он в г. Спустя несколько лет Гуссерля пригласили преподавать во Фрейбург, и Хайдеггер последовал за ним в качестве ассистента. Хайдеггер, признавший нацизм, назначен ректором Фрейбургского университета хотя он и недолго оставался на этом посту. Умер Хайдеггер в г. Но, чтобы достичь цели, необходимо понять, кто вопрошает о смысле бытия. Экзистенция становится несущественным определением бытия: Но проблема смысла бытия может быть понята только в том случае, если ясно, через какое сущее можно постичь смысл бытия.

Итак, по Хайдеггеру, постичь проблему бытия означает сделать прозрачным определенное сущее и нас, ищущих смысл бытия. Этому и посвящена экзистенциальная аналитика.

Учение о бытии М. Хайдеггера

Он создаёт философию вопрошания, касающуюся различных способов бытия. Его главное стремление - это погрузиться в конкретное переживание бытия, предшествующее любому объяснению и обобщению в понятиях. Философа глубоко волнует вопрос о сущности человека, смысле его существования. Он описывает заброшенность человека, относящегося озабоченно ко всему миру и самому себе с тревогой. На всём его существовании лежит печать страха, и только пограничные ситуации помогают человеку постичь существование в его подлинности.

У Хайдеггера человек осознаётся в своей постоянной готовности к самопожертвованию, он не в состоянии жить вне целеполагающей идеи и своей жертвенности.

Хайдеггер замечает: «причина страха — мир как таковой»“. И, хотя наличное бытие обладает «Ж зистендиально-онтологической делостностью»

Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться.

Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, то есть преодоление своей бездомности и осиротелости. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования. За века, прошедшие со времен Парменида, под бытием понимали многое —мышление, мир идей, Бога, материя и т.

Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает, человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его само-бытным, делая его самого бытием. Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека? Возможны ли вообще рациональные и однозначные ответы на вопросы: Произведения великого философа, имевшие огромный успех при его жизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии.

Отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики Х.

Мартин Хайдеггер

Однако экзистенциалистом можно считать Хайдеггера с большой натяжкой, хотя понятие экзистенции и ряд экзистенциальных понятий, близких по значению к понятиям философии Кьеркегора у Хайдеггера несомненно наличествуют. Различие лежит в том, что Кьеркегор осмысляет проблему человеческого существования, проблему индивидуальной человеческой экзистенции, а Хайдеггер ведет речь о смысле бытия вообще и способе бытия того сущего, которое способно задать себе вопрос о смысле бытия.

Поэтому философские построения Хайдеггера являются, прежде всего, онтологией, тогда как у Кьеркегора онтологических построений нет. Радикальная реформа онтологии, предложенная Хайдеггером, состоит в ее более фундаментальном обосновании: Следует не только поставить вопрос о сфере сознания, а поставить вопрос о сознании в его бытии, вопрос о бытии самого сознания.

В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. В трудах .. У М. Хайдеггера разграничение понятий страха и ужаса приобретает.

Почему все наши переживания составляют едно целое, один и тот же поток, четко разделяемый на будущее и прошлое какой-то подвижной, не имеющей длительности границей? К ответу на этот вопрос Гуссерль шел от варианта, предложенного Августином, мыслителем, который первым высказал идею сознания как потока переживаний. Исполняя песню, я воспринимаю ее всю, как целое хотя она ведь еще не дозвучала , и я жду, внимаю и помню: Таким образом, Августином была предложена гипотеза: Однако феноменология гипотез не принимает.

Она основывается только на тех утверждениях, которые исключают всякие сомнения, то есть аподиктически очевидны принцип беспредпосылочности. Поэтому Гуссерль и не остановился на варианте Августина, искал свое решение вопроса о системе отсчета. В ходе же поиска — важно отметить — он мысль о способности души видеть мир во времени рожденную полторы тысячи лет назад развивал с целью высветить формирование понятия о физическом времени на основе имманентного.

Развивал в лекциях — 05 годов, дав тем наиболее значительный толчок к новому, феноменологическому, пониманию существования и смерти. Неудивительно, что по мере публикации первых трудов Гуссерля — еще до года! Его сочинения обсуждают, переводят, издают. В свете феноменологии более чем убедительно зазвучали описания неопределенного, беспредметного в мире страха в противоположность страху физически обусловленному, психологическому, коим может быть и страх смерти, однако воспринимаемой событием в одном ряду с другими, в пространственно-временной действительности например, страх ада или тафофобия.

Иррационалистическая философия в в. Экзистенциализм.

Фрумкиным Сущее - все, о чем мы говорим, что имеем ввиду, к чему имеем отношение. Присутствие - сущее, понимающее бытие. Экзистенция - бытие, к которому присутствие относится как к своему.

Экзистенциальная трактовка страха представлена С. Кьеркегором, М. Хайдеггером, А. Камю, Ж.-П. Сартром. Кьеркегор различал два вида страха: .

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха.

В крайней степени — отчаянии — происходит преодоление этического религиозным. Впервые страх открылся великому датскому мыслителю Кьеркегору в г. О своем прозрении он написал небольшую книжку, которую так и назвал"О понятии страха".

Артемий Магун. Бибихин и Хайдеггер. Две революции.